Вмятины на кузове, разбитые стекла, поцарапанные фары: повреждения автомобиля при эвакуации – не редкость. Автовладелец Сергей Демьянов, например, после того как приехал на штрафстоянку за машиной, заметил неприятные сколы на литых дисках. Разбирательства с компанией и даже заявление в полицию не помогли. Чинить повреждения пришлось самостоятельно.
“Диски точно были под покраску. Покраска дисков вместе с шиномонтажом обошлась мне в 20 тысяч рублей. Сумма не маленькая”, – рассказал Сергей.
С такими проблемами ежедневно сталкиваются тысячи автовладельцев по всей стране. Так как же добиться возмещения ущерба? Для начала нужно правильно зафиксировать повреждения, которые машина получила при эвакуации.
“Необходимо сразу же зафиксировать на видео и на фото все повреждения автомобиля. Важно, чтобы на кадрах были дата и время съемки. Так, чтобы было видно в каком именно месте находится автомобиль, то есть на какой именно штрафстоянке, – порекомендовал юрист Егор Редин. – При этом несколько кадров нужно сделать именно с документами, которые подтверждают, что вам выдали какой-либо пропуск, или документ, подтверждающий право входа на эту стоянку”.
Далее по факту фиксации всех повреждений необходимо написать досудебную претензию и подать ее оператору службы эвакуации либо штрафстоянки. Однако чаще всего денег в таком случае автовладельцы не получают.
“Никакого внесудебного порядка может не получиться, потому что если эта организации будет доказывать и обосновывать, что не она в этом виновата, все равно некуда деваться автовладельцу: ему надо будет все равно идти в суд и именно там доказывать, что в процессе эвакуации был причинен ущерб”, – пояснил председатель Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин.
Получается, в попытке добиться выплат за свой поврежденный автомобиль водители, наоборот, теряют и нервы, и деньги. Стоимость независимой экспертизы начинается от 5 тысяч рублей, судебные издержки, которые высчитываются по формуле “до 100 тысяч рублей – 4 процента цены иска”, обойдутся, например, в 2 тысячи рублей, если повреждений насчитали на 50 тысяч.
Ущерб серьезнее – суммы выше, а если суд автовладелец проиграет, то ему придется заплатить еще и за ремонт авто. И тут уж не посчитать: от 5 тысяч рублей за царапину на отечественном автомобиле до сотен тысяч рублей за раздавленный кузов иномарки.
Защитить водителей от подобных ситуаций взялись в правительстве. В Госдуму внесен законопроект, который позволит взыскать ущерб, причиненный автомобилю при принудительной эвакуации и хранении на штрафстоянке в досудебном порядке. По словам создателей инициативы, это станет возможным благодаря системе штрафов.
“Мы предполагаем в Административном кодексе появление новой статьи, которая вводит ответственность за отказ юридических лиц от досудебной компенсации причиненного ущерба”, – сообщил председатель комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Ярослав Нилов.
За отказ от выплаты компенсации компанию могут оштрафовать на 300 тысяч рублей. Кроме того, новая инициатива предполагает, что при выплате компенсации компания-ответчик должна будет возместить и все расходы водителя на работу независимых экспертов-оценщиков.